» » » Основы движения лодки под парусом.

Основы движения лодки под парусом.

размещено в: Новости | 0

11 Практические рекомендации для управления надувной лодкой под парусом.

Управление  надувной  лодкой с парусным вооружением  требует огромного внимания. Соблюдение всех правил эксплуатации парусного вооружения,  поможет Вам  избежать неприятных моментов.
При выходе в плавание все  члены экипажа должны быть одеты в  страховочные жилеты, а  плавсредство  должно быть укомплектовано черпаком ,веслами, буксирным и швартовым концами.
Не рекомендуется  выходить на воду на надувной лодке под парусом, при силе ветра свыше 5 балов , и  волнении — свыше 0,5 м., но непревышающем значения рекомендованные паспортом  эксплуатации плавсредства.
Не стоит забывать об увеличившейся осадке вашей лодки за счет руля и киля. Когда Вы  подходите к берегу или  идете на мелководье не стоит забывать  потравить сорлинь  руля.
Всегда проверяйте надежность крепления струбцин на транце, а также стоит  дополнительно закрепить  страховочный линь на  ближнем к мачте лодочном рыме.
УПРАВЛЕНИЕ.
Надувная лодка под парусом  управляется румпелем с помощью которого поворачивается руль. На румпель же выводится и гика-шкот для управление гротом (парусом). Выбирая или потравливая его, вы можете устанавливать грот под различными углами к ветру.При ходе с попутным ветром (курс бакштаг) гика-шкот парусного вооружения полностью вытравливается, при этом грот становится почти перпендикулярно к линии ветра и достигается максимально возможная скорость движения.
При ходе в полветра (курс галфинд), гика-шкот  паруса выбирается таким образом, что грот встает примерно в 45 градусов к линии ветра.
В обоих случаях, изменяя угол между гротом и линией ветра вы можете усиливать или ослаблять его воздействие на парус и судно для обеспечения оптимальных условий плавания и безопасности.
При движении круто к ветру (курс бейдевинд) гика-шкот подвесного паруса вытягивается максимально и грот занимает положение практически параллельное лодке.
 —
ДВИЖЕНИЕ ПОЛНЫМИ КУРСАМИ.
Двигаясь на полных курсах (бакштаг и галфинд) достигам максимальный эффект от работы паруса и воздействия на него ветра. Но при этом надо быть внимательными и осторожными, т. к. при порывистом и часто меняющемся ветре возможен переброс гика с гротом с одного борта на другой, сопровождаемый сильным рывком.
Если при боковом ветре (галфинде) возникает сильный крен судна, то необязательно уходить с выбранного курса, достаточно немного потравить гика-шкот парусного вооружения для достижения более комфортных и безопасных условий плавания. 
 —
ДВИЖЕНИЕ В ЛАВИРОВКУ.
Перед тем, как отчалить от берега или пристани под  парусом, определите направление ветра и оцените его силу. Если ветер дует вам навстречу, то вы должны будете идти к нужной вам точке в лавировку, т. е. под углами к ветру, периодически меняя курс и продвигаясь при этом к нужной точке. Угол между направлением ветра и вашим курсом называется углом лавировки судна. Для надувных лодок с  парусом он равен  ~40 градусов.
При повороте лодка будет переходить носом через линию ветра (поворот оверштаг). Для его выполнения вам нужно набрать скорость, немного увеличив угол лавировки, затем отпустить (растравить) гика-шкот до отказа и быстро повернуть руль, чтобы перейти носом судна линию ветра и опять встать на угол лавировки 35-40 градусов. При этом выбираете гика-шкот и идете уже новым курсом. Курсы на морском языке еще называют галсами.
Повороты оверштаг под  парусом четче выполняются на более тяжелых лодках. На легких лодках, типа надувных, облегчить их выполнение можно несколькими энергичными гребками весла. Пользуйтесь преимуществом, которое дает парусное вооружение, оставляющее свободным кокпит лодки.При значительном усилении ветра поверните лодку носом к нему, потравите штерт шпринта подвесного паруса и снимите его. При этом площадь парусности уменьшится вдвое. Обе половины шпринта лучше привязать заранее страховочным линем к подвеске, чтобы не потерять его.
 —
ЦЕНТРОВКА ЛОДКИ.
При плавании под  парусом может возникнуть приведение судна к линии ветра (неуправляемый снос под ветер). Это явление устраняется путем изменения наклона мачты к носу лодки. При этом центр парусности смещается вперед, а  отклонение шверта назад даст возможность сместить центр бокового сопротивления. Дополнительно можно перенести в корму часть груза.
Следует иметь в виду, что на легких и небольших лодках мачту нужно наклонять, как правило, вперед. А на тяжелых и со значительной осадкой — назад.
Еще раз хотим напомнить, что операции по изменению наклона мачты можно выполнять только причалив к берегу.

Оставить комментарий